Открытый тематический фестиваль «1612», посвященный празднику Дню народного единства, впервые прошел в Москве 4 ноября. Мероприятие состоялось в VK Play Арена и собрало порядка 3 тыс. участников в течение всего дня, а к онлайн-трансляции подключились более 350 тыс. человек из разных регионов России. На площадке фестиваля с бесплатным входом гостям были доступны мастер-классы и игровые зоны, прошли образовательная лекция и панельная дискуссия, состоялась презентация обновленной версии игры «Смута», а также выступления группы «Дереза» и RADIO TAPOK. Генеральный партнер фестиваля – VK.
Площадка фестиваля «1612», где была воссоздана атмосфера Руси позднего Средневековья, собрала историков, блогеров, музыкантов и артистов. Мероприятие обращает внимание на важность исторических событий того периода для России и ее граждан, а также может стать традицией празднования Дня народного единства – молодого, но одного из ключевых государственных праздников.
Во время церемонии открытия фестиваля исполнительный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Виталий Мартынюк поздравил всех гостей мероприятия с праздником и отметил, что он символизирует силу и сплоченность нашего народа.
«Сегодня компьютерные технологии и социальные сети открывают для нас невероятные возможности. Но одновременно с этим скрывают и большую проблему, которую мы в РВИО ощущаем особенно остро – это распространение исторических фейков, которые влияют не только на происходящие сейчас события, но и на события прошедших лет. Появляется огромное количество информации, вымыслов и догадок. Я призываю быть максимально критичным при использовании любой информации и при работе с ней», — отметил исполнительный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Виталий Мартынюк.
Спикер указал на то, что сегодня соцсети для многих выступают в роли крупнейшего и чуть ли не единственного источника достоверной информации, который влияет на выбор человека и его предпочтения.
«Всё есть яд и всё лекарство». Главное знать меру. Это же применимо к играм и социальным сетям. Если мы используем их для общения и самообразования, то это прекрасный способ и современный механизм, чтобы донести ту или иную информацию. РВИО здесь старается не быть в стороне. У нас достаточно большое количество интересных ресурсов, которые могут помочь школьникам, студентам и молодежи в комфортной для себя среде расширить свои исторические знания», — заключил Виталий Мартынюк.
Сразу же после открытия фестиваля для гостей мероприятия состоялась лекция от Российского военно-исторического общества, во время которой выступил доктор исторических наук, профессор, научный директор РВИО Михаил Мягков. Анимированная лекция была посвящена периоду Смутного времени России, ее ключевым событиям, а также не самым известным, но не менее важным вехам борьбы с польскими интервентами.
«Лекция о Смутном времени прежде всего повествует о том, как в условиях нарастающей угрозы со стороны западных противников объединились и сплотились представители всех народов России на тот момент. Русские, татары, башкиры, запорожские казаки и многие другие сделали то, что должны были сделать, иначе вся история нашего государства могла пойти по другому пути. Мы освободили Москву, нашу Родину, и вернули единство в наш государственный аппарат. Только благодаря сплоченности народов России, стойкости и силе духа, приход новой династии Романовых к власти положил конец неопределенности и смуте на целых 300 лет. Ведь даже в самые темные времена важно помнить, что когда мы вместе, когда мы едины, когда мы желаем жить своей суверенной жизнью – всегда найдется путь к избавлению от смутных времен», — рассказал во время выступления научный директор РВИО Михаил Мягков.
Следующим мероприятием фестиваля стала панельная дискуссия «Игры как социально-значимый элемент культурного кода», организованная VK Play — игровым подразделением компании VK. Ее участниками стали генеральный директор студии «Сайберия Нова» (разработчик игры «Смута») Алексей Копцев, заместитель генерального директора Института развития интернета Андрей Воронков, генеральный директор игровой студии Ninsar Games и разработчик игры «Сатурн» Егор Сечинский, а также директор студии по разработке программного обеспечения полного цикла KB Production Виталий Козлов. В роли модератора сессии выступил руководитель VK Play Александр Михеев.
В России сегодня активно развивается индустрия компьютерных игр. Современные мультимедийные продукты могут конкурировать с кинематографом и периодически становятся основой для выхода новых кинофильмов, сериалов и графических романов, что подчеркивает их ценность для массовой культуры. Что сегодня происходит в российском гейм-девелопменте? Как национальная идентичность отражается в играх? Какова их образовательная и культурная ценность? Эти и многие другие вопросы были подняты участниками сессии.
«Компьютерные игры сегодня – это, безусловно, мощный инструмент искусства и отражения национальной идентичности. По данным платформы Mediascope, игры входят в топ-4 популярных онлайн-развлечений. Их опередили только видеосервисы, соцсети и мессенджеры. Но даже если мы возьмем запрос пользователей на видеосервисах, то на третьем месте запросов после YouTube будет фигурировать игровой контент. Очевидно, что игры могут выступить сильным инструментом для донесения правильных смыслов, особенно для молодежной аудитории. Поэтому игры для нас очень важный инструмент донесения национального культурного кода и сегодня Институт развития интернета (АНО «ИРИ») уделяет много внимания развитию данного направления», — отметил заместитель генерального директора АНО «ИРИ» Андрей Воронков.
Тему развития отечественной гейм-индустрии продолжила презентация обновленной версии action/RPG игры «Смута». Это первая историческая экшн-игра от российских разработчиков, компании «Сайберия Нова», созданная при поддержке АНО «ИРИ». В основу ее сюжета лег роман Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Игра создавалась совместно с историческими консультантами, что позволило создать максимально детальный образ России периода Смуты, исторически точный сюжет и аутентичные диалоги.
«Во время фестиваля «1612» каждый желающий мог прийти и ознакомиться с масштабными изменениями игры «Смута» прямо на площадке VK Play за компьютерным креслом. Разработчики за полгода проделали существенную и качественную работу. Так, произошел полный перезапуск всей озвучки, а также переработана боевая система. Кроме того, были внесены изменения, озвученные самими игроками, в т.ч. на площадке VK Play. Сегодня мы с уверенностью можем утверждать, что это совершенно новый продукт», — поделился руководитель VK Play Александр Михеев.
Игра позволяет в интерактивной форме погрузиться в эпоху, чтобы узнать новые, ранее неизвестные детали. Игроки, в первую очередь молодые люди, таким образом смогут знакомиться с историей России. Обо всех изменениях и нововведениях игры «Смута» рассказал один из ее разработчиков – генеральный директор студии «Сайберия Нова» Алексей Копцев.
«Смута» получилась наиболее резонансной игрой в истории российского геймдева. Мы поставили для себя главную цель – достучаться до умов и сердец подрастающего поколения. Сегодня наша молодежь довольно иронична и критически воспринимает информацию из разных источников. Телевидение отрицает как факт, к чтению прибегает не так часто, но довольно активно вовлечена в мир гейминга, смотрит стримы и обзоры популярных блогеров. По нашему мнению, этот канал наиболее эффективен для того, чтобы транслировать правильные смыслы и идеи поколению», — рассказал генеральный директор студии «Сайберия Нова» Алексей Копцев.
Помимо образовательных мероприятий, презентаций и панельных сессий для гостей фестиваля «1612» в течение всего дня были доступны разнообразные игры, мастер-классы и активности, где каждый мог найти для себя что-то интересное. Так, участники мероприятия смогли погрузиться в атмосферу средневековой Руси и приняли участие в интерактивных мастер-классах по плетению браслетов из кожи, научились писать гусиным пером и делать традиционные куклы из лыка, а также сделали себе памятные брелоки с гравировками.
В игровых зонах участники попытали свои силы во время игры в дженгу из березы, получили личное тайное напутствие из киоска предсказаний, попробовали блюда ушедшей эпохи во время гастрономической ярмарки, а также приняли участие в настоящей битве подушками на бревне. Кроме того, участники мероприятия, вооружившись мышкой и клавиатурой, попробовали себя в роли главного героя обновленной версии игры «Смута» и пообщались с популярными блогерами. Завершился фестиваль «1612» выступлением музыкальных групп «Дереза» и RADIO TAPOK, которые исполнили свои главные хиты.