С детства из сказок нас учат тому, что нужно быть добрым, всегда всем помогать, делиться и уступать, а в ответ можно получить несметное богатство в виде принца, царства или короны. Но в жизни все по-другому и человек, не умеющий отказывать другим становится бесхребетной тряпкой, об которую оказывается приятно вытирать ноги.
Причины и последствия безотказного поведения
Причиной безотказности некоторых людей становится желание всё идеализировать показать окружающим, что это возможно сделать. Безотказный человек стремится все время найти одобрение со стороны окружающих.
Такими людьми легко манипулировать, особенно, если видеть, какие именно качества человек выставляет напоказ. Иногда манипуляторами становятся маленькие дети тех родителей, которые взяли на себя образ идеальных мам и пап, и чересчур заботятся о них. Стоит заплакать, закапризничать, а в более взрослом возрасте крикнуть в лицо родителю: «Ты плохой» и всё: желаемое получено.
Причинами проявления такого поведения людей становятся высокое самомнение и уверенность, что без них никто не справится с поставленной задачей и вообще мир просто рухнет.
Нередко они носят психологический характер и идут еще из детства, когда все, начиная от родителей, заканчивая учителями, говорили: «Ты опять всё сделал не так», «Откуда у тебя руки растут» и постоянно ругали за недоделки, заставляя переделывать. Отсюда и ярое желание сделать всё идеально, довести до конца, чтобы окружающие заметили и похвалили, желание угодить всем. Либо наоборот, родители все время внушали ребенку, что нужно быть хорошим мальчиком или девочкой.
Невозможно во всём угождать другим. Свои интересы должны быть выше всего. Удовлетворение своих собственных потребностей элементарно в еде, сне и так далее – это волне нормально, а безотказность может привести к полному физическому истощению. Естественно, речь не идет об эгоизме, игнорировании или неуважении. Помогать можно и нужно, но это не должно стать чем-то систематическим. В любом возрасте у человека срабатывают инстинкты отстаивания своих границ и ни в коем случае не нужно ими пренебрегать.
Без обозначения границ нельзя стать счастливым, а невозможность отказать ведет к ущемлению себя, потере своего времени. Кроме того, это провоцирует стрессы и нервные заболевания.
Советы психологов
Отказывать нужно правильно и делать это можно так, чтобы не чувствовать себя виноватым.
1. Не говорите сразу «нет». Используйте грамотные и красивые фразы, которые при этом помогут повысить вашу репутацию.
2. При разговоре с близкими будьте мягки и тактичны.
3. Дайте себе время. Не отказывайте сразу, скажите, что подумаете. Взвесьте все «за» и «против». Тогда это будет осознанное решение, за которое вы потом не будете себя винить.
4. Попросите за услугу плату. Деньги ли это будут или услуга за услугу, но по крайней мере вы извлечете из этого выгоду.
5. Отказывая человеку, не извиняйтесь при этом. Иначе это звучит как оправдание, будьте тверды в своих намерениях.
6. Повторяйте отказ несколько раз. Некоторые думают, что многократная просьба может растопить лед или изменить решение.
7. Откажите, но проявите при этом участие. Подумайте, возможно ли как-то помочь человеку
по-другому решить его проблему.
Техники вежливого отказа с примерами
Люди чувствуют эмоции и интонацию. Неуверенность воспринимается как слабохарактерность и тогда желание начать говорить «нет» может пойти насмарку.
Если вас просят помочь, не спешите сразу сказать «нет». Это неэффективно. Вместо этого извинитесь и ссылайтесь на занятость и отсутствие времени.
Грубить человеку, который многократно повторяет просьбу не стоит, если только вы не ставите перед собой цель испортить с ним отношения. Скажите твердо «нет», потому что это ваше решение и попросите не оказывать на вас давление.
Примеры вежливого отказа:
1. Поблагодарите человека за то, что он обратился с просьбой именно к вам и подчеркните, что рады бы помочь, однако, не можете.
2. Если времени для рассуждений нет, то скажите, что уже пообещали помочь другому, но только если это правда. «Извини, я больше не занимаюсь этим», «Я бы рад, но сейчас не в том настроении или плохо себя чувствую».
3. Используйте технику перманентного отказа при сильном давлении, заключающуюся в способности отказать, при этом определяя личностные границы и не цепляя других. Выразите благодарность, аргументируйте отказ, твердо скажите «нет», начните выслушивать аргументы собеседника. Повторите его аргументы, добавляя свои и еще раз откажите. «Да, это действительно проблема, но я не могу помочь, так как для этого нужно время, которого у меня нет», либо «я подумаю и перезвоню вам».
У каждого человека есть потребности, и он имеет право просить других удовлетворить их. Но это не означает, что нужно во что бы то ни стало пытаться нужно это сделать, тем более в ущерб себе и своему здоровью. Соглашаться или нет - ваше решение, основанное на свободе выбора и чувствовать виноватым за отказ не нужно.
фото: pixabay
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter